вернуться на главную
ЖЕНЕВСКИЙ АКТ ЛИССАБОНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ:
ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИИ
С.А.Горленко канд. юрид. наук, главный научный сотрудник ФГБУ ФИПС (Москва, Rospat129@rupto.ru), считает, что присоединение Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения товаров и географических указаниях может стать эффективным механизмом международной правовой охраны российских наименований мест происхождения товаров и географических указаний.
Ключевые слова: наименование места происхождения товара, географическое указание, средство индивидуализации, правовая охрана, Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения товаров и географических указаниях.
GENEVA ACT OF THE LISBON AGREEMENT: PROSPECTS FOR RUSSIA'S PARTICIPATION
S.A.Gorlenko, PhD, Chief research officer of the Federal Institute of Industrial Property (FIPS) (Moscow, Rospat129@rupto.ru), believes that the accession of the Russian Federation to the Geneva Act of the Lisbon agreement on appellations of origin and geographical indications can become an effective mechanism for international legal protection of Russian appellations of origin and geographical indications.
Key words: appellation of origin, geographical indication, means of individualization, legal protection, Geneva Act of the Lisbon Agreement on Appellations of Origin and Geographical Indications.
В последнее время в мире прослеживается большой интерес к обозначениям, указывающим на действительное место производства (происхождения) товара. Подтверждением этого интереса в Российской Федерации является проведение различных мероприятий: конференций, совещаний, семинаров федерального и регионального уровня, на которых рассматриваются проблемы, относящиеся к наименованиям мест происхождения товаров и географическим указаниям. В числе таких мероприятий можно назвать круглый стол «Средства индивидуализации товаров с географическими элементами», состоявшийся в рамках XXII международной конференции Роспатента 1920 сентября 2018 г., и расширенное заседание Cовета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете федерации Федерального собрания Российской Федерации на тему «Вопросы развития института интеллектуальной собственности в субъектах Российской Федерации», на котором был заслушан доклад «Итоги и перспективы дальнейшей работы по выявлению, регистрации и продвижению региональных брендов, состоявшееся 3 декабря 2018 г.
При обсуждении проблематики, относящейся к обозначениям, указывающим на место производства (происхождения) товара, значительное внимание уделяется не только наименованиям мест происхождения товаров, сопровождающим традиционные товары, но и географическим указаниям. Потребность в использовании товаропроизводителями географических указаний проявляется отечественными хозяйствующими субъектами и регионами все более отчетливо.
Возрастающий интерес в Российской Федерации к наименованиям мест происхождения товаров и географическим указаниям обуславливается как внутренними, так и внешними причинами. Во многом он объясняется тем, что названные средства индивидуализации, указывая или ассоциируясь с местом производства товара, зачастую становятся так называемыми брендами (или их составляющей) соответствующих регионов. В этих случаях они привлекают внимание широкой общественности, а следовательно, способны влиять на экономическое и социальное развитие конкретных территорий. Отсюда растущее понимание важности обеспечения правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний в стране и в перспективе за рубежом, в том числе с использованием международных механизмов.
Одним из таких механизмов является функционирующая в рамках ВОИС Лиссабонская система, базирующаяся на Лиссабонском соглашении об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации (далее Лиссабонское соглашение). Названное соглашение заключено в 1958 г. и вступило в силу в 1966 г. На 1 января 2019 г. его участниками являлись 28 государств. Среди них Болгария, Венгрия, Греция, Израиль, Италия, Мексика, Португалия, Словацкая Республика, Франция, Чехия. Незначительное число участников этого соглашения, которое действует уже более 50 лет, объясняется рядом причин. Основная из них состоит в установленном в соглашении требовании, согласно которому международная охрана наименования места происхождения товара возможна только в случае, если оно получило признание и охрану в качестве такового в стране происхождения товара. Соблюдение данного требования по существу означает, что условием участия государства в Лиссабонском соглашении является наличие национального законодательства, обеспечивающего правовую охрану наименований мест происхождения товаров. Упомянутое требование препятствует присоединению к нему также государств, охраняющих обозначения, указывающие на место производства (происхождения) товара, в качестве географических указаний, коллективных или сертификационных знаков.
В целях расширения круга участников Лиссабонской системы в течение нескольких лет ВОИС совместно с рядом стран, в числе которых Российская Федерация, работала над совершенствованием Лиссабонского соглашения. Результатом этой работы стало создание нового международного правового документа Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения товаров и географических указаниях. Этот документ был подписан на дипломатической конференции в Женеве в мае 2015 г. Россия в числе 54 стран подписала заключительный акт дипломатической конференции.
По мнению участников дипломатической конференции, принятие Женевского акта Лиссабонского соглашения может рассматриваться как важная веха в совершенствовании международной системы правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний. Это достигается, в частности, в результате:
распространения Лиссабонской системы на географическое указание, которое становится объектом международной правовой охраны;
раскрытия в определении понятий «наименование места происхождения товара» и «географическое указание», выявляющих их сходство и различия;
установления возможности подачи международной заявки не только компетентным органом страны происхождения товара (от имени бенефициаров или физического или юридического лица), но и напрямую бенефициарами или физическим или юридическим лицом. При этом, согласно Женевскому акту, «бенефициары означают физических или юридических лиц, правомочных согласно законодательству договаривающейся стороны происхождения использовать наименование места происхождения товара или географическое указание»;
установления возможности для межправительственной организации стать стороной соглашения при выполнении предусмотренных актом соответствующих условий;
введения индивидуальной пошлины наряду с единовременной пошлиной за международную регистрацию, предназначенной для покрытия расходов договаривающейся стороны на экспертизу по существу международной регистрации (сегодня размер единовременной пошлины, как указано в Инструкции к Лиссабонскому соглашению, составляет 1000 шв. франков);
введения административного сбора за предоставление права на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара и географического указания на территории договаривающейся стороны;
возможности обеспечения при определенных условиях правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний не только для однородных, но и для неоднородных товаров;
установления в Инструкции к Женевскому акту возможности потребовать представления в заявке сведений, касающихся свойств товара и их обусловленности географической средой места его происхождения (в случае наименования места происхождения товара) или качества, репутации или иных особенностей товара и их связи с географической средой места его изготовления (в случае географического указания).
Проявление заинтересованности отечественных производителей к использованию наименований мест происхождения товаров и географических указаний, а также к обеспечению их правовой охраны, в том числе в зарубежных странах, выявило актуальность рассмотрения вопроса о перспективах участия Российской Федерации в Женевском акте Лиссабонского соглашения. С этой целью в Роспатенте была проведена научно-исследовательская работа на тему: «Исследование вопроса о возможности и целесообразности участия Российской Федерации в Женевском акте Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения товаров и географических указаниях». В ходе осуществления названной работы особое внимание было уделено правовым и финансовым условиям такого участия.
Что касается условий правового характера, то сегодня препятствием для членства России в соглашении является отсутствие в отечественном законодательстве такого объекта интеллектуальных прав как географическое указание. Исходя из этого, с точки зрения правового обеспечения, очевидным представляется необходимость внесения соответствующих изменений в ГК РФ, что устранит данное препятствие.
Следует отметить, что с учетом объективных потребностей работы по внесению таких изменений в ГК РФ уже ведутся. Активная роль в реализации этой задачи принадлежит Совету федерации Российской Федерации. Результатом работы стала подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее законопроект). Названный законопроект в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации в июле 2018 г. был внесен на рассмотрение Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и 27 июля 2018 г. был принят в первом чтении. В настоящее время работа над законопроектом продолжается.
Законопроект предусматривает не только включение в ГК РФ нового объекта географического указания и соответствующих положений, его касающихся, но и совершенствование норм Кодекса, относящихся к наименованию места происхождения товара. Их совершенствование осуществляется с учетом отечественной правоприменительной практики и мировых тенденций, проявляемых в области регистрации и обеспечения правовой охраны наименований мест происхождения товаров.
В законопроекте прописаны концептуальные положения, которые позволяют реализовывать соответствующие положения Женевского акта Лиссабонского соглашения. В их числе, в частности, можно выделить нормы:
содержащие определения понятий «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», позволяющие выявить сходство и различие данных объектов;
устанавливающие возможность обеспечения при определенных условиях правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний не только для однородных, но и неоднородных (любых) товаров;
раскрывающие действия, которые могут быть отнесены к незаконному использованию наименования места происхождения товара и географического указания, имея в виду использование зарегистрированного наименования и географического указания лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного с наименованием места происхождения товара и географическим указанием обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения, особых свойств, качества и репутации товара;
относящие товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров и географические указания или сходные с ними до степени смешения обозначения, к контрафактным товарам;
определяющие условия сосуществования наименования места происхождения товара и географического указания с товарным знаком, имеющим более ранний приоритет (основания оспаривания правовой охраны, предоставления правовой охраны этих объектов);
устанавливающие обязанность до принятия решения по результатам экспертизы в случае предполагаемого отказа в регистрации наименования места происхождения товара или географического указания направлять уведомления о результатах проверки соответствия заявленных обозначений требованиям законодательства с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в случае внесения изменений в ГК РФ включения нового объекта интеллектуальных прав «географическое указание» и норм, касающихся этого объекта, в том числе упомянутых выше, в отечественном законодательстве не будет препятствий правового характера для присоединения России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения.
В ходе проведения научно-исследовательской работы в отношении финансовых условий возможного участия Российской Федерации в Женевском акте Лиссабонского соглашения был составлен прогноз о предполагаемых рисках и преимуществах финансового характера такого участия.
Этот прогноз осуществлялся с учетом:
финансового состояния Лиссабонского союза в настоящее время;
незначительного числа международных регистраций, осуществленных на основе действующего Лиссабонского соглашения;
предполагаемого роста подачи международных заявок не только за счет уже зарегистрированных Международным бюро на основе Лиссабонского соглашения наименований мест происхождения товаров, но и за счет прогнозируемых ВОИС международных заявок на регистрацию на основе Женевского акта как наименований мест происхождения товаров, так и географических указаний;
предполагаемых финансовых поступлений с использованием содержащихся в Женевском акте Лиссабонского соглашения положений об индивидуальных пошлинах за экспертизу по существу международной регистрации, а также административных сборов за предоставление права использования наименования места происхождения товара и географического указания;
возможного выбора потенциальными заявителями механизма подачи заявок между международной и национальными процедурами.
Итоги составленного прогноза свидетельствуют о том, что участие в Женевском акте должно привести к некоторому росту трудозатрат. Они потребуют дополнительных расходов в связи с увеличением числа сотрудников, обеспечивающих выполнение работ не только в области наименований мест происхождения товаров, но и географических указаний. Такие работы будут охватывать, в частности, рассмотрение международных заявок, подготовку нормативных правовых актов, автоматизацию производственных процессов.
Однако очевидно, что упомянутые трудозатраты и, соответственно, расходы не могут быть значительными, исходя из числа регистраций наименований мест происхождения товаров, внесенных в Международный реестр ВОИС за 50 лет функционирования Лиссабонского соглашения. Этих регистраций, осуществленных на основе заявок, поданных 28 странами, немногим более 1000. Конечно, во многом это объясняется тем, что упомянутые регистрации касаются наименований мест происхождения товаров, сопровождающих традиционные, широко известные товары. Таких товаров не может быть много, а следовательно, исключается серьезный рост поступления международных заявок, относящихся к наименованиям мест происхождения товаров.
Увеличение поступления можно ожидать в отношении подачи международных заявок на регистрацию географических указаний. К примеру, такие заявки могут поступать из стран Европейского союза, где в общей сложности зарегистрировано около 3500 наименований мест происхождения товаров и географических указаний, предназначенных для вин, сельскохозяйственных товаров и продуктов питания.
Возвращаясь к финансовым условиям возможного участия России в Женевском акте, следует отметить, что упомянутые трудозатраты неизбежны, независимо от участия Российской Федерации в названном соглашении. Их основная часть может потребоваться в перспективе в связи с введением в России правовой охраны географических указаний и обеспечением государственных услуг, относящихся к данному объекту.
Вместе с тем, как показало проведенное исследование, определенные риски могут быть компенсированы за счет финансовых поступлений, полученных Российской Федерацией от международных регистраций иностранных наименований мест происхождения товаров и географических указаний. Упомянутые поступления могут стать результатом реализации установленного Женевским актом права на взимание индивидуальных пошлин за экспертизу по существу международной регистрации. Одновременно с этим такая компенсация должна иметь место от поступления административных сборов, предусмотренных соглашением, за предоставление права на использование рассматриваемых объектов.
Таким образом, исследование возможности участия Российской Федерации в Женевском акте Лиссабонского соглашения показало отсутствие противопоказаний финансового характера для такого участия. Однако представляется, что решение данного вопроса может также зависеть не только от правовых и финансовых условий, рассмотренных выше, но и от некоторых других факторов.
На положительное решение вопроса об участии в Женевском акте может оказать влияние то, что системы регистрации наименований мест происхождения товаров и географических указаний в соответствии с национальными процедурами уступают в конкурентоспособности международной процедуре в силу большего удобства и сравнительной дешевизны последней. Действительно, при использовании международной процедуры появляется возможность оплатить одну сравнительно невысокую пошлину за международную регистрацию в швейцарских франках, испросив при этом правовую охрану в максимальном числе стран участниц соглашения.
Обращение к международной процедуре, установленной в соглашении, позволяет избежать сложностей, обусловленных различиями процедур и требований, предусмотренных национальными законодательствами.
Другой фактор сложившаяся сегодня ситуация, при которой Женевский акт еще не вступил в силу. Как известно, по условиям соглашения вступление в силу должно произойти через три месяца после сдачи на хранение пятью правомочными сторонами документов о ратификации или присоединении. Сегодня только две страны Камбоджа и Кот-д'Ивуар сдали в ВОИС необходимые документы. Можно предположить, что их примеру в недалеком будущем последуют и другие страны, однако пока этого не произошло.
Возможным побудительным фактором к участию в Женевском акте Лиссабонского соглашения является численный и качественный состав будущих участников соглашения. Это связано с тем, что состав участников не может не влиять на число поступающих международных заявок с испрашиванием международной регистрации наименований мест происхождения товаров и географических указаний.
Не вызывает сомнений, что заявки в Россию, в первую очередь, могут подаваться из стран, с которыми сложились длительные и стабильные экономические отношения или начали развиваться такие отношения. К примеру, практический интерес имеет принятие положительного решения в рамках Европейского союза, членами которого являются 28 стран. В их числе Германия, Франция, Австрия, Италия, Финляндия, с которыми у России имеются многолетние стабильные экономические связи.
Дополнительным фактором, который можно отметить в связи с рассматриваемым вопросом, является то, что Российская Федерация в настоящее время участвует в трех из четырех глобальных систем, администрируемых ВОИС: РСТ (Договор о патентной кооперации), Мадридской и Гаагской системах. Присоединение к четвертой системе Лиссабонской, которая в случае вступления в силу Женевского акта Лиссабонского соглашения может стать эффективным механизмом международной правовой охраны российских наименований мест происхождения товаров и географических указаний, представляется весьма
логичным.
Список литературы
1. Горленко С.А. Регионы России: охрана наименований мест происхождения товаров//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 12.
2. Горленко С.А. Совершенствование международной системы правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 1.
3. Кирий Л.Л. Правовая охрана географических указаний и наименований мест происхождения товаров. Части I, II//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 12, 2017. № 1.